Воспитание детей и подростков составляет одну из главных задач современного общества. Воспитание - это целенаправленное развитие растущего человека как неповторимой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования его нравственных и творческих сил. На воспитание ребенка влияют и семья, и среда в которой он вращается, и школа, и СМИ. Все перечисленные факторы способствуют развитию и совершенствованию нравственных и творческих сил у подрастающего поколения. И особое место в системе влияния на мировоззрение и формирование системы ценностей детей и подростков занимают средства массовой информации. Что мы называем средствами массовой информации? В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» сказано: средства массовой информации (СМИ), масс-медиа - периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации. Под массовой информацией законодатель понимает: «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Интернет рассматривается не как особое СМИ со своей уникальной природой, а как разновидность информационной среды, которую может использовать каждый — и в том числе редакции средств массовой информации.
Так вот, действительно ли средства массовой информации способствуют формированию неповторимой индивидуальности, обеспечению роста и совершенствования нравственных сил детей и подростков? Так ли они предназначены «для неограниченного круга лиц»?
Данная проблема актуальна для современной России.
В ХХ веке источники массовой информации заняли особую позицию. Во-первых, среди давно установленных источников - газет, радио, появились новые - телевидение и Интернет. Они также активно влились в жизнь людей, что сегодня мы не мыслим без них своего существования. И по традиционным и новым источникам информации пропагандируются определенные ценности, которые способны формировать у людей соответствующие установки.
И в связи с этим, следует отметить, что СМИ может производить как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей. Таким образом, средства массовой информации имеет две стороны влияния, как две стороны медали.
· Позитивные моменты: СМИ держит в курсе всех происходящих событий, средства массовой информации повышает общую культуру, в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность.
· Негативные моменты: СМИ являются также источниками пошлой информации; в современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие; «взрослой» субкультурой вытесняет детскую субкультуру; снижение количества и качества передач для подростков.
Вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры.
Снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для детей и подростков.
С раннего возраста ребенок начинает осваивать Интернет. В Интернете он чувствуют себя как рыба в воде. Он для них удобен, это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. А в 8-12 лет, дети становятся наиболее активны в Интернете. Уже в этом возрасте часто заводят свои персональные интернет- странички, некоторые ведут дневники- блоги. По сети они общаются как с одноклассниками, так и с виртуальными друзьями. Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе. Это вроде бы хорошо, ведь следует идти в ногу со временем.
Но при этом, дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Статистика выявляет: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизни. Здесь есть свои недостатки, такие как неточные данные, а также неподходящие для детей и подростков в области информации. В результате дети и подростки по своей неопытности, отсутствии системы ценностей сталкивается со «взрослой информацией», которая несет угрозу и физическому и психическому здоровью.
Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой риск. Подростки могут войти в такие не желательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы. Опасно вовлечение в азартные игры. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.
Таким образом, отечественные средства массовой информации, создавая журналы, статьи, передачи и т.д., должны ставить себе задачу расширения кругозора, повышение уровня образованности, культуры, начитанности среди детей и подростков. Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.
Список использованных источников и литературы
Рабалданова Э., Медведева Н.И. Влияние средств массовой информации на поведение молодежи
Гинзбург Э. Когда компьютер приносит беду / Элеонора Гинзбург // Обучение в России. - 2006. - № 11
Дубинина, Т. М. Дети в Интернете / Т. Дубинина // ИКТ в образовании. - 2008. - № 14. - С. 4-5.
Кузина, С. В. (РАГС).Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В. Кузина// Власть. - 2007. - N 8.
Левицкая А.А. Ваш ребенок и реклама Москва , 2011.
Джишкариани Т.Д., Кокарев И.С. Влияние СМИ на формирование личности подростков как педагогическая проблема
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Член Детского общественного совета
При уполномоченном по правам ребёнка
в Белгородской области
Винник Вадим
МБОУ «СОШ им. В.Г. Шухова»,
г. Грайворон
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что средства массовой информации не только распространяют информацию, но и формирует духовные ценности у огромной аудитории.
Проблема заключается в том, как уберечь нас, подростков, от их негативного влияния. Нередко телесмотрение, работа с компьютером становиться для нас подростков средством избежать одиночества, проблем общения со сверстниками, родителями. Исследования показали, что влияние СМИ на развитие человека в целом позитивно, таким образом, человек лучше усваивает социальные нормы, лучше ориентируется в сфере политики, экономики, идеологии, права. Кроме того, у человека, находящегося в компьютерной и виртуальной реальности, создаётся впечатление. Что он главный участник порождённых им же событий. Это создаёт новые возможности для самоутверждения и самореализации.
Но далеко не всегда подросток может разобраться в потоке информации, который на него обрушивается. Как это сделать? Это можно сделать, мерило нравственных ценностей, по которым должен жить как отдельный человек, так и человечество в целом.
Об этом законе напомнил патриарх Кирилл в своей воскресной проповеди – это закон любви, действенной любви. Он обратил внимание на то, что в СМИ создан некий жизненный идеал, где во главу уже ставятся материальные потребности: если у тебя есть определённый набор, то ты счастлив, если нет, то нужно к этому стремиться.
Человека приучают заботиться только о себе, о своих интересах. Потому так часто сейчас распадаются браки: молодые люди не готовы любить кого-то, кроме себя, не приучены заботится о других, делать добро, так как любовь должна быть действительной. Негативное влияние на нас подростков оказывает секс-пропаганда, пропаганда наркотиков, насилия, эпатажной моды. Часто это связано с образом «звезды», чьи поступки и стиль жизни навязываются как пример для подражания.
Нужна такая информационная политика государства, которая ориентировала бы средства массовой информации на достижении целей национальной безопасности, на защиту от преступности, на повышение нравственной и правовой культуры.
Член Детского общественного совета
при уполномоченном по правам ребёнка
в Белгородской области
Пинчук Максим
МБОУ «СОШ с УИОП»,
г. Грайворон