19 Июл 2021 12:32

Специальный доклад Уполномоченного по правам ребёнка в Белгородской области О мониторинге деятельности общественных комиссий по контролю за организацией питания в общеобразовательных организациях

Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, что прямо закреплено нормами статьи 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В целом тема питания детей важная и всегда актуальная тема: меню ребёнка должно быть сбалансированным, отвечать возрасту. Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное психомоторное и интеллектуальное развитие, устойчивость организма к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.

Контроль по данному вопросу возложен территориальные отделы Роспотребнадзора, однако на сегодняшний день оценить качество и уровень организации питания детей в образовательных организациях могут и их родители (иные законные представители). Для этого сейчас активно создаются общественные комиссии.

В 2019 году Уполномоченным по правам ребёнка в Белгородской области, департаментом образования Белгородской области и начальником управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области были утверждены методические рекомендации для деятельности общественных комиссий по изучению вопросов питания в общеобразовательных организациях Белгородской области (далее – МР).

Методические рекомендации разработаны с целью создания оптимальной системы питания в общеобразовательных организациях и направлены на усиление мер по организации качественного питания для обучающихся общеобразовательных организаций с помощью общественных комиссий.

Общественная комиссия (далее – Комиссия) по изучению вопросов организации питания в общеобразовательных организациях Белгородской области с включением в ее состав родителей (законных представителей) обучающихся и представителей совета отцов создана для преодоления трудностей, связанных с организацией горячего питания в школах, решения проблемных вопросов в данной области и повышения уровня организации питания в общеобразовательной организации.

Основными целями и задачами Комиссии являются:

- изучение вопросов организации и качества питания обучающихся, уровня удовлетворённости детей и родителей предоставляемым питанием.

- Содействие созданию оптимальных условий и форм организации питания обучающихся в общеобразовательных оранизациях.

- Повышение охвата обучающихся горячим питанием, формирование культуры питания.

- Информирование родителей о здоровом питании.

Комиссиями осуществляются наблюдения, обследования, осуществляемые в пределах её компетенции, проводятся мониторинги соблюдения работниками общеобразовательной организации правил и норм по организации питания в школе.

Свою деятельность такие комиссии осуществляют на основании Положения, которое разрабатывается образовательной организацией согласно МР с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся, представителей совета отцов и утверждается директором общеобразовательной организации. Кроме того, каждый учебный год формируется состав Комиссии и график работы.

В состав Комиссии входят представители администрации школы, педагогического коллектива, родители обучающихся (не менее 3-х человек), представитель совета отцов, медицинский работник (при наличии). Обязательным требованием является участие в ней назначенного директором школы ответственного за организацию питания обучающихся в образовательной организации.

Осуществление изучения вопросов организации и качества питания обучающихся Комиссиями проводится планово и внепланово:

- плановые изучения вопросов организации питания проводятся в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность, исключает нерациональное дублирование в изучении вопросов организации питания и доводится до членов Комиссии в начале учебного года;

- внеплановые (экстренные) изучения вопросов организации питания осуществляются для установления фактов и сведений о нарушениях, указанных в обращениях, жалобах родителей (законных представителей) обучающихся или урегулирования конфликтных ситуаций.

По итогам изучения вопросов организации питания оформляется справка, в которой указываются основания, объект изучения, выявленные нарушения, даются рекомендации об устранении в определенный срок.

Помимо мониторингов Комиссиями проводятся заседания (не реже 2-х раз за учебный год (плановые декабрь, апрель, внеплановые: по мере необходимости по инициативе председателя Комиссии или администрации образовательной организации), на которых рассматриваются итоги мониторингов, рекомендаций, а также обсуждается устранение ранее выявленных нарушений.

01 сентября 2020 года связи с введением в действие МР 2.4.0180-20 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях» и МР 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций», утверждённых Главным санитарным врачом Российской Федерации 18 мая 2020 года, в МР внесены изменения и дополнения.

Изменения коснулись организационной части деятельности Комиссии и практических направлений в части соблюдения мер профилактики в связи с пандемией коронавируса.

В 2019-2021 г.г. Уполномоченным по правам ребёнка в Белгородской области осуществлялись выезды в образовательные организации Белгородской области с целью объективного изучения положения дел по данному вопросу.

Выборочно были посещены школы г. Белгорода, Валуйского, Грайворонского, Новооскольского, Шебекинского, Яковлевского г.о., Белгородского, Борисовского, Волоконовского, Ивнянского, Корочанского, Прохоровского, Чернянского, Ракитянского районов.

По итогам выездов констатировано следующее.

Во всех посещённых образовательных организациях созданы общественные комиссии по контролю за организацией питания. Деятельность Комиссий регламентирована приказом учреждения, разработаны и утверждены Положения, ежегодно (учебный год) обновляется состав и график работы. Во всех школах по результатам мониторингов оформляются справки/протоколы.

В учреждениях, где Комиссии неукоснительно придерживаются направленным МР (например, Волоконовский район, Ракитянский), работа не выходит за рамки возможных полномочий. Вместе с тем, в учреждениях, где МР не используются для работы по различным причинам, выявлены следующие нарушения и недостатки:

- Работа проводится формально (справки и протоколы составлены не родителями, а должностными лицами учреждения, ответственными за организацию питания; отсутствуют рекомендации).

- К полномочиям Комиссии отнесены вопросы контролирующих и надзорных органов (исправность оборудования, температурный режим в холодильных и морозильных камерах, наличие суточных проб, санитарное состояние пищеблоков и помещений для хранения продуктов и т.д.).

- Члены Комиссий наделены полномочиями посещения пищеблоков в образовательных организациях (г. Белгород, Прохоровский, Ивнянский район).

Также в процессе мониторинга столкнулись с такой проблемой: в одной из школ г. Белгорода акт по результатам работы общественной комиссии содержал в себе задачи, в число которых входила проверка санитарного состояния пищеблока. Родительская общественная комиссия оценила наличие резервного источника горячего водоснабжения, наличие и исправность холодильных шкафов, бытового холодильника, морозильной камеры, посудомоечной машины, вентиляции, конфорочной плиты и иного инвентаря; условия хранения продуктов питания, учёт температурного режима, обеспеченность моющими средствами, обеспеченность санитарной одеждой и т.д. Администрация образовательной организации предупреждена о недопущении злоупотребления полномочиями общественной комиссии.

Кроме того, на момент посещения в Чернянском районе комиссий создано не было. По итогам выезда в кратчайшие сроки были приняты меры по их созданию. По состоянию на сегодняшний день в Чернянском районе во всех школах комиссии созданы, изданы приказы об утверждении составов, разработаны планы-графики. Управлением образования администрации Чернянского района проведена проверка состояния организации питания, в том числе с изучением вопроса о деятельности общественных комиссий.

Подводя итоги организации общественного контроля питания, можно констатировать факт создания комиссий, однако необходимо нацелить руководителей школ на глубокую и полную работу комиссий в рамках допустимых компетенций: если нет ни предложений, нет выявленных фактов нарушений, можно судить о формальном подходе к процедуре мониторинга.

Вместе с тем, уже сейчас можно сказать, что члены общественных комиссий упускают проблемы более глубокого характера, например, такие как: отсутствие диетического стола для детей с редкими, в том числе хроническими заболеваниями; отсутствие медицинского сотрудника на постоянной основе, а это значит, что детей, которые дежурят в столовых, не осматривают; различное меню в одной образовательной организации. (например, в г. Белгороде, в нескольких школах, есть 2 варианта обедов: по 75 и 85 рублей. Разница у этих обедов в мясных блюдах: один ребёнок кушает гуляш, другой – куриную отбивную с ананасом). Это нарушением не является, однако считаем целесообразным предоставлять одинаковые обеды в стенах одного учреждения, тоже касается и шведского стола.

В настоящее время мы работаем над тем, чтобы в дальнейшем увидеть эффективную работу общественных комиссий, нацеленную не на количество мониторингов, а на качественный показатель. Пусть мониторинг будет проводиться не ежемесячно, как это в основном происходит, а реже, но эффективнее.

В 2021-2022 учебном году работа по данному направлению Уполномоченным по правам ребёнка в Белгородской области будет продолжена.


Дата последнего изменения: 22 Июл 2021 12:34