1. В настоящее время в российских школах и в большинстве школ Москвы уже с сентября идет подготовка к празднованию так называемого Хеллуина, получившего широкое распространение первоначально в учебных заведениях с углубленным изучением английского языка, а затем и в других.
Каждому педагогу известно большое воспитательное значение праздников вообще и школьных праздников в особенности, способствующих единению детско-взрослого школьного сообщества, проявлению радостных чувств и переживаний. К сожалению, сегодня оказались утрачены традиции организации и проведения подобных мероприятий. Отсюда закономерно появление инокультурных чужеродных нововведений, подобных «дню всех святых, Хеллоуину», не имеющему ничего общего ни с нравственностью Христианства, ни со святыми, ни с моральными представлениями и традициями народов России.
2.Краткая историческая справка. Все в Хеллуине берет свое начало в языческих ритуалах злых духов. По мнению известного культуролога Дж. Дж. Фрезера, Хеллуин - ночь перехода от осени к зиме - в древности связывалась с духами умерших, якобы бродящих вблизи домов и собирающих дань в виде пищи и питья. В 19 веке через иммигрантов из Ирландии в Америке появляется языческий обряд, сохранивший элементы верований древних кельтов поклонения духам смерти, который включал оргии и ритуальные убийства. К началу 20 в. в городах США стал распространяться обычай устраивать в Хеллоуин акции мелкого вандализма - бить стекла, ломать скамейки и пр. В настоящее время в США и во многих странах Европы празднование Хеллоуина приняло широкие масштабы, возникла целая индустрия Хеллоуин - развлечений, на которые выделяются миллионы долларов. Стало традицией взрослым и детям в процессе Хеллоуина: изображать убийц и маньяков, играть в монстров, вампиров и всякую нечисть, попрошайничать, устраивать жестокие и антиморальные розыгрыши, а также оргии с вандализмом и сексуальной разнузданностью. Для детей считается нормальным - копировать человеческие жертвоприношения, глумиться над человеческими страданиями и смертью, что не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития. На Западе известно о сотнях детей - физических жертвах этого чудовищного разгула: отравленных, убитых, повешенных, сгоревших в этот день.
3. А как это происходит у нас? Учителя и дети всю первую учебную четверть пишут сценарии и изобретают остроумные приспособления для садистских трюков и ужасающих костюмов. Например, в одной из школ закупаются гвозди для прибивания пальцев (!) нерадивых школьников и иголки для зашивания ртов болтающих на уроках. Занятия в этот день с одобрения администрации, как правило, срываются вбегающими в классы разнузданными группами детей в костюмах монстров, ведьм и прочей нечистой силы. В прошлом году в другой школе в спортивном зале в присутствии всех учащихся, педагогов и родителей имитировали ... казнь через повешение одного из «двоечников». Дети радовались насилию, смерти, страданиям, пусть даже игровым, в условиях декларированной гуманизации образования.
Участие в этих беснованиях учителей и администрации школы снимает воспитанное в течение сотен лет уважительное отношение маленьких - к старшим, учеников - к учителям, способствует проявлению самых низменных инстинктов и потребностей в разрушении, агрессии, разврате. Школа - не место подобных привнесений и «традиций». Многие учителя после проведения праздника отмечают возникающие большие сложности в проведении учебно-воспитательного процесса, лишь спустя недели оказывается возможным большими усилиями вернуть детей в нормальное русло общения и взаимодействия на уроках.
4. Что происходит с ребенком в процессе подготовки и «празднования Хеллоуина? Наличие в Хеллоуине ярких образов, отчетливой символики и бессознательных смыслов, носящих архетипический характер, а также групповой эффект совместного действа, негативного возбуждения (беснования) детей обеспечивают сильнейшее психофизическое, эмоциональное, суггестивное воздействие на всех участников, но особенно на младших школьников и подростков. Разрушительными последствиями этого процесса оказываются:
Танатизация как патологическая поэтизации смерти, разрушения, деструкции, навязываемая по сути и Хеллоуином и всеми СМИ, несет в себе еще одну серьезную опасность. Психо-семантический анализ изобразительных средств в Хеллоуине показал их несомненную связь с содержанием рисунков малолетних правонарушителей -подростков-убийц и самоубийц : их навязчивое рисование черепов, могильных крестов, виселиц, предметов пыток и орудий убийств. Этот анализ свидетельствует о том, что сходная семантика смерти как показатель определенной психологической готовности субъекта к ситуации насилия, влечет за собой его идентификацию либо с агрессором, либо с жертвой и конструирует соответствующие формы поведения. Надо сказать, что настойчивое внедрение в сознание детей и молодежи темы смерти, умирания, никчемности жизни привело к тому, что Россия, которая в начале 20 в. была на последнем месте в мире по количеству самоубийств, и прежде всего детских, сейчас оказалась на верхних ступеньках этой страшной статистики, при этом детские суициды все чаще приобретают групповой характер, и нижняя их граница - возраст 5-6 лет!
5. Таким образом, влияние такого мероприятия, как Хеллоуин на детское сообщество, особенно в стенах школы, ведет к росту неконтролируемых, девиантных форм поведения и к психопатологическим реакциям. Соответственно:
Доктор психологических наук,
Главный специалист ИЛИ РАО
проф. В.В. Абраменкова